Календарь событий: декабрь 2019
предыдущий | следующий месяц
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5

Научные конференции 2019

Международный научно-исследовательский журнал, публикации РИНЦ, GeoRef, DOI


расширенный поиск
]]>

 

 

 

 

]]>

 

 

 


Добавить «Золотую ленточку»

27 мая 2010 г. — 28 мая 2010 г., срок заявок: 28 марта 2010 г.

Международный интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрестке»

Россия, Челябинск

Язык информации: Русский

Идея международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрёстке» родилась как ответ на проблемную ситуацию, сложившуюся в сфере чтения и читателеведческой исследовательской деятельности в Евразии. Как и на всем постсоветском пространстве, здесь происходят процессы переосмысления роли и функций чтения в жизни современного общества, активного использования новых информационных технологий. Вместе с тем на Урале, в Сибири, Башкортостане, Татарстане, Казахстане, Киргизстане и других странах и областях с ярко выраженной евразийской спецификой названные процессы протекают с ещё не выявленным в полной мере своеобразием.

С целью постижения региональной специфики в последние годы на Урале активно проводятся разнообразные научно-практические конференции, на которых проблемы книжно-информационной деятельности рассматриваются преимущественно с библиотечной точки зрения. Сложилась сильная уральская библиотечная школа со своими традициями, приоритетами, яркими именами. Однако всё острее осознаётся необходимость вовлечения в профессиональный диалог всех специалистов книжно-информационной отрасли с целью отработки их взаимодействия на евразийском пространстве. Необходимость проведения подобного форума диктуется и удаленностью Урало-Сибирского региона от центра, затрудняющей участие специалистов в мероприятиях научно-практического и научно-теоретического характера, которые традиционно проводятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, объединительная идея форума реализуется посредством идеологии толерантности, пронизывающей все аспекты рассматриваемых проблем, развития корпоративной солидарности и вовлечения в совместную профессиональную деятельность специалистов всех отраслей книжно-информационного дела, формировании идеологии снятия национальных, религиозных, территориальных, культурных, ведомственных и прочих барьеров всех участников социальной коммуникации в допустимых для них пределах.

Форум преследует цель объединения и привлечения внимания профессионалов книжно-информационного дела к проблемам развития чтения и информационной культуры на Евразийском пространстве.

Основные формы работы – заседания, круглые столы, книжная ярмарка. Возможно проведение мастер-классов и различных мероприятий демонстрационного характера. Продумывается возможность экскурсионного выезда в один из привлекательных уголков Южного Урала (Аркаим, Златоуст, Касли).

Международный статус форума предполагает участие представителей науки и практики книжно-информационного дела Евразийского пространства и всех интересующихся обсуждаемыми проблемами.

Ожидаемые результаты форума – укрепление корпоративного сознания специалистов книжно-информационного дела Урало-Сибирского региона и сопредельных стран, их единение на основе осознания евразийской специфики собственной деятельности и общности профессиональных интересов, ответственности за развитие чтения на евразийском пространстве. Форум может стать важным этапом в осознании своеобразия развития библиотековедения, читателеведения, библиографоведения, теории информационной деятельности, специфики книжного бизнеса в Урало-Сибирском регионе и на евразийском пространстве в целом. Одним из результатов форума может быть и публикация материалов конференции.

Время проведения форума – ориентировочно 27-28 мая 2010 года. Выбор времени проведения форума связан с празднованием 21 мая (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 57/249 от 20.12.2002 г.) Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития, в соответствии с которым ЮНЕСКО предлагает информировать общественность о ценности и важности разнообразия культур и, в частности, содействовать с помощью просвещения и средств массовой информации осознанию позитивной роли культурного разнообразия.

Продолжительность проведения форума – 2 дня.

В Дни проведения Форума для желающих будет организована экскурсия на Аркаим (иное примечательное место Челябинской области).

В качестве площадок проведения форума предполагается использовать помещения ЧГАКИ, ЧОУНБ, ЧОДБ, ЧОЮБ.

Основные организаторы форума – Администрация Челябинской области, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинская областная универсальная научная библиотека, Челябинская областная юношеская библиотека, Челябинская областная библиотека им. В. В. Маяковского. Продумывается возможность социального участия Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, Русской ассоциация чтения. Предполагается приглашение в качестве партнёров крупнейших книгоиздательских и книготорговых предприятий Южного Урала: «Аркаим», «Топ-книга», «Книжная столица», «Автограф», «Лурье», «Марина Волкова» и др. Изучается возможность грантосоискательства и привлечения средств партнёров.

Планируется издание материалов форума типографским способом и их освещение в электронном пространстве.

1. Содержание научно-практической конференции «Чтение на Евразийском перекрестке»

(рабочий вариант, который будет доработан в соответствии с заявками участников конференции)
Заседание 1. «Южный Урал как территория культуры: евразийская «роза ветров».

Евразийская специфика культуры Южного Урала. Проблема создания единого информационного и культурного пространства. Особенности выявления евразийской специфики в протекании культурных процессов на Урале и прилегающих территориях.

Роль национальных культурных центров, религиозных организаций, религиозных учебных заведений в развитии чтения национальных диаспор.

Заседание 2.«Чтение, его развитие и поддержка как мировая проблема ХХI века».

Переосмысление функций чтения в современных социокультурных условиях. Государственная поддержка чтения как инструмент социально ориентированной политики. Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России; итоги трех с половиной лет и перспективы. Поддержка и развитие чтения в России как элемент федеральной и региональной культурной политики. Центры организации, поддержки и исследования чтения на Евразийском пространстве.
Особенности программно-проектной деятельности в поддержку чтения в Урало-Сибирском регионе. Идея социального партнерства в реализации Нацпрограммы. Роль административных структур, учебных заведений, институтов книжного дела, общественных организаций в этом процессе. Медийная поддержка чтения.

Заседание 3. «Читателеведение сегодня: наука в кризисе?».

Наука о чтении сегодня. Особенности развития науки о чтении в центре Евразии. Востребованность читателеведческих знаний в современной социокультурной ситуации. Перспективные теоретические подходы к изучению читательской деятельности в современной методологической и социокультурной ситуации. Современный читатель как композитная фигура (пользователь, потребитель, реципиент и т. д.). Перспективы создания общей теории чтения. Социология чтения: поиски последних лет. Современное состояние психологии чтения. Библиотерапия.

Читателеведческая подготовка современных специалистов книжно-информационного дела; потребности практики и возможности вузовских образовательных стандартов третьего поколения.

Заседание 4. «Чтение в книжно-информационных потоках Евразийского пространства: перемена участи?».

Метаморфозы чтения в условиях взаимодействия современных коммуникативных средств. Электронные издания, сетевая литература и литература на бумажных носителях: конфликт, взаимодействие, трансформация культур? Традиционное чтение и восприятие электронного текста: общее и особенное. Специфика бытования и восприятия электронного издания.
Сетевое пространство: возможности развития интереса к чтению.

Электронное издание в образовательной деятельности как стимул развития читательской активности: границы применения. Формирование корпоративной информационной системы образовательного учреждения и ее роль в развитии чтения.

Заседание 5. «Чтение литературы отраслевой тематики: преодоление трудностей».

Чтение быстрое, рациональное, эффективное: мифы и реальность. Трудности чтения, проблема их осознания и преодоления. Поиски научной основы повышения эффективности чтения текстов отраслевой тематики. Возможности стратегиального подхода к чтению.

Территория образования – территория чтения. Особенности использования чтения в образовательной деятельности. Школа, ССУЗ и ВУЗ в развитии чтения: проблема преемственности. Роль вузовской и школьной библиотек в стимулировании читательской активности. Особенности развития международного проекта «Школа, где процветает грамотность» на Урале.

Заседание 6. «Художественная литература как средство развития интеллектуального, нравственного, речевого развития личности».

Художественная литература в ХХI веке: жанрово-тематическое и идейное своеобразие. Взаимовлияние литератур на евразийском пространстве. Перспективные подходы к изучению литературно-художественных текстов и их функционирования в социальном пространстве.
Проблемы современного прочтения классики. Новые пути трансляции классики: экранизация, CD- диски. аудиокниги и т. п. Взаимовлияние литературы, театра, различных аудио-, визуальных и аудиовизуальных медийных средств. Ориентация читателей в современном литературном процессе: новые подходы.

Стимулирование чтения художественной литературы в образовательных заведениях.

Заседание 7. «Современная библиотека как традиционный институт книги и чтения в вихревом потоке коммуникаций».

Культурная миссия современной библиотеки как универсума. Библиотека в едином коммуникационном пространстве; её роль в развитии чтения. Центры чтения при библиотеках как институты поддержки чтения. Современные приёмы библиотечного стимулирования читательской активности. Библиотечные сайты как инструмент развития чтения. Особенности изучения читателей в условиях библиотек.

Библиотечная журналистика как средство поддержки и стимулирования читательской активности.

Заседание 8.«Детская библиотека как островок толерантности».

Толерантность как базовая идеология детской библиотеки. Детская библиотека как предельно открытое, гостеприимное, объединяющее учреждение. Снятие религиозных, национальных и социальных барьеров в организации чтения в детской библиотеке.

Отражение толерантной природы детской библиотеки в комплектовании фондов, создании условий для чтения. Современные особенности стимулирования читательской и информационной активности в детских и юношеских библиотеках.

Заседание 9. «Отражение евразийской мультикультуры в детско-юношеском чтении».

Особенности изучения детско-юношеского чтения в Евразии. Национальное и интернациональное в чтении детей и юношества. Национальная ментальность и чтение. Влияние детского чтения на преемственность национальных традиций. Особенности чтения юных читателей на Южном Урале.

Современные представления взрослых организаторов детского и юношеского чтения о чтении подрастающего поколения; влияние этих представлений на книгоиздание и книгораспространение.

Роль издательских и книготорговых центров в развитии евразийского мышления детей и юношества. Особенности издания и распространения детско-юношеской национальной книги в Евразии.

Заседание 10. «Издатель, книгораспространитель и читатель: пульсирующий треугольник».

Проблемы современного книгоиздания на евразийском пространстве. Основные приоритеты и тенденции книгоиздательской и книготорговой политики в Евразии начала ХХI столетия. Издание и распространение книги в Урало-Сибирском регионе. Читатель-покупатель-потребитель печатной продукции в системе маркетинговых исследований. «Ориентация на клиента» (читателецентризм) как прогрессивная идеология книжного бизнеса. Представления о читателе-покупателе-потребителе как пусковой механизм книгоиздания и книгораспространения.

Некоммерческая составляющая книгоиздательской деятельности: традиции и специфика евразийского опыта. Партнёрское взаимодействие книгоиздательских и книготорговых организаций с библиотеками, образовательными, воспитательными и общественными организациями, СМИ в деле поддержки чтения.

2. Круглые столы
2.1. Тема «Мировой бестселлер как явление культуры ХХI века».

Вопросы для обсуждения:

- Мировой бестселлер как явление культуры ХХI века;
- Идейно-художественное своеобразие современных бестселлеров;
- Влияние глобализации на унификацию читательских предпочтений;
- Стихийные и управляемые процессы в создании бестселлеров;
- Национальное и инонациональное в массовом чтении;
- Влияние евразийской ментальности на создание, распространение и восприятие бестселлеров.

Возможно проведение круглого стола, посвященного детскому бестселлеру.

2.2. Тема «Роль книжного бизнеса в поддержке и развитии чтения».

- Своеобразие культуры предпринимательской деятельности в книжном деле Евразии;
- Социальная ориентированность книжного бизнеса – условие его выживания или обременительное требование;
- участие книжного бизнеса в формировании региональной культуры Некоммерческая составляющая отечественного книжного бизнеса: традиции и новейшие тенденции;
- «Читателецентризм» как передовая идеология книжного дела;
- Заинтересованность книжного бизнеса в читателеведческих знаниях;
- Книжный магазин, его функции в современных условиях;
- Поддержка чтения как залог успешности предпринимательства в книжном деле;
- Социальное партнёрство в сфере издания, распространения и использования книги.

2.3. Тема «Медийная поддержка чтения»

- Роль современных медийных средств в поддержке чтения;
- Реклама книги, чтения, библиотеки в современных медиасредах: поиски новых ракурсов и возможностей;
- Ориентирующая роль периодических изданий в современном литературном процессе: утрата традиции и поиски новых путей;
- Электронные СМИ в поддержке чтения: поиски новых возможностей;
- Возможности сети Интернет в поддержке и развитии чтения;
- Библиотечные и издательские сайты как инструмент стимулирования читательской активности.

2.4. Тема: «Молодые – о молодежном чтении»

- чтение и книга: проблема присутствия в молодежной субкультуре ХХI века;
- чтение современной молодежи: от мифов – к реальности;
- особенности молодежного чтения в мультимедийной среде;
- роль Интернета в развитии чтения молодых;
- особенности межчитательского общения молодых;
- роль сверстнической рекламы в развитии чтения в молодежной среде;
- поддержка и развитие чтения в молодежной среде: поиск эффективных технологий.

3. Книжная ярмарка

На книжной ярмарке планируется широкомасштабная продажа книг издательств Урало-Сибирского региона. Предполагаются также и мероприятия некоммерческого и благотворительного характера: встречи с писателями, издателями, выдающимися читателями, конкурс на лучшую книгу в Урало-Сибирском регионе по разным номинациям, тематические выставки книг «Мы живём на границе», «Южный Урал: культура мирной жизни» и др.

Запланированы мастер-классы в виде демонстрации наиболее интересных библиотечных мероприятий по пропаганде книги и чтения, акции «Книга – дважды» (одну книгу своему ребёнку, вторую – детдомовскому), «Подари ребёнку книгу» (бесплатная раздача книг) и т. д.

Обязательным элементом книжной ярмарки должна быть выставка «Поддержка и развитие чтения на Евразийском пространстве», на которой будут представлены книги, газетно-журнальные статьи, учебно-методические, научно-методические, программные, проектные, рекламные и иные материалы. Один из разделов будет посвящен деятельности ЧГАКИ в этом направлении.

4. Выставка дизайн-проектов библиотечных зданий «Библиотека – пространство для чтения».
Предполагается, что будут представлены мировые достижения библиотечного дизайна (фотоматериалы, слайд-шоу) и соответствующие дизайнерские работы студентов ЧГАКИ (факультет декоративно-прикладного искусства).

В проектах должен быть сделан акцент на том, что библиотека – не просто вместилище книг и помещение для осуществления определенных функций библиотечными сотрудниками, а пространство, предельно гостеприимное для читателей, интеллектуального труда и общения, своего рода «общественный рай», «библиотека мечты». Возможен конкурс студенческих проектов. Выставка может быть элементом праздника «День библиотек» (27 мая).

5. Праздник «День библиотек» (27 мая).

В праздновании «Дня библиотек» предлагается сделать акцент на ЧИТАТЕЛЕ как центральной фигуре библиотечного дела, потребностям, запросам, интересам и удобствам читателя должно быть посвящено все библиотечное пространство и усилия профессионального библиотечного сообщества. Один из вариантов девиза праздника: «Библиотека – общественный рай!».

При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.

Последний день подачи заявки: 28 марта 2010 г. (приём заявок закончен)

Организаторы: Челябинская государственная академия культуры и искусств

Контактная информация: Аскарова Виолетта Яковлевна, руководитель Центра чтения, профессор, доктор филологических наук, эл. почта: fdk4@chgaki.ru, fdk7@chgaki.ru

Эл. почта: fdk3@chgaki.ru

Поделитесь информацией о мероприятии со знакомыми:

 

Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите Ctrl и Enter одновременно.

* 26 марта 2018 г. научной электронной библиотекой eLibrary.ru прекращена индексация в РИНЦ сборников статей по итогам заочных конференций.

 

 

Для отправления сообщения оргкомитету Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы на сайте


Сообщение об ошибке отправлено администратору,
спасибо что пользуетесь нашим сервисом!

закроется через 2 секунды