расширенный поиск
]]>

 

Публикация статей
за 3 дня

*eLIBRARY


Наши преимущества: 

• Быстрое размещение в Elibrary 
• Простые требования оформления 
• Присвоение ISBN 
• 
Справка о публикации, Сертификат, Диплом
• Оплата без комиссии

РЕКЛАМА

 

 

РЕКЛАМА
]]>

 

РЕКЛАМА

 


РЕКЛАМА
Добавить «Золотую ленточку»

15 августа 2016 г. — 28 августа 2016 г., срок заявок: 10 мая 2016 г.

IV Международная летняя школа для немецких и российских студентов «Этнополитические процессы в эпоху глобализации: государство, регион и локальные сообщества на постсоветском пространстве (1990-е – 2000-е гг.)»

Выслать ссылку по e-mail

Россия, Челябинск

Форма участия: очная

Язык информации: Русский

Немецкая служба академических обменов, Кафедра политологии, Центр культурно-исторических исследований и Центр изучения Евразии ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Южно-Уральский институт управления и экономики, Администрация Кунашакского муниципального района, Челябинский государственный краеведческий музей приглашают принять участие в IV международной летней школе для немецких и российских студентов «Этнополитические процессы в эпоху глобализации: государство, регион и локальные сообщества на постсоветском пространстве (1990-е – 2000-е гг.)»

Сроки и место проведения: 15-28 августа 2016 г., г. Челябинск
День заезда – 14 августа, день отъезда – 29 августа.
Участники: студенты старших курсов вузов Германии и России. Количество участников: 20 человек
Окончание приема заявок: 10 мая 2016 г.

Перестройка и распад СССР спровоцировали и стимулировали на постсоветском пространстве процессы поиска этнической и локальной идентичности. Для Российской Федерации, выступающей преемницей СССР, вопрос формирования этнокультурной политики относится к числу стратегических. Советская традиция, латентно присутствующая в современных политических практиках центра, нередко не учитывает складывающуюся диверсифицированную этнополитическую и этнокультурную картину регионов и тяготеет к двум крайностям – к гипертрофированию и стимулированию этнонационального компонента или к традиционной «нечувствительности» к тонкой ткани этнических взаимоотношений. Со стороны политических и государственных структур (прежде всего в автономных республиках и областях РФ) наблюдались и наблюдаются попытки поставить историю и этноисторию на службу политическим интересам. Возникновение коллизионных пространств этнонациональной политики сопровождается массовым всплеском интереса к изучению истории родного края, своего народа, родовой и семейной истории. Во многих регионах активно идут процессы институционализации – создание этнокультурных центров, (из)обретение исконных культурных традиций, складывание праздничных ритуалов. С одной стороны, эти феномены опираются на советскую политическую традицию (например, акцентирование культурно-фольклорной составляющей национальной идентичности; попытки создания наднациональной, политически дефинируемой нации), а с другой, отрицают ее (например, в локальных национально-культурных практиках населения).
Четвертая международная летняя школа будет посвящена специфике этнополитических процессов на постсоветском пространстве. В фокусе ее внимания окажутся соотношение глобальных, региональных и локальных этнополитических процессов на примере уральского региона России.

Урал, занимающий обширную вытянутую с севера на юг территорию между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, является особым российским регионом. Благодаря своему географическому расположению на стыке Европы и Азии и исторической роли в качестве фронтирного края, он превратился в своеобразный «этнический котел», пространство столкновения, конфликта и взаимопроникновения этносов и их культур. В постсоветский период наличие множества различных этнических и этнорелигиозных общин на Урале, с одной стороны, затрудняет процессы межкультурной коммуникации, а с другой, порождает типичное для уральского региона явление (поли-)культурализма. Все новые и новые миграционные потоки, проникающие на Урал в эпоху глобализации, попадая в контекст своеобразных исторических этнокультурных практик и стереотипов мышления, вносят свой вклад в формирование режима этнической толерантности, отличающей южноуральский регион от других (особенно центральных) территорий РФ.

Программа школы будет состоять их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:
Модуль I: «Этнический котел: историческая ретроспектива» будет посвящен реконструкции сложных процессов формирования современных этнических групп, проживающих на территории Урала.

Вплоть до XIII в. н.э. степная и лесостепная полоса Уральского региона выполняла функции «аэродинамической трубы народов» (Л. Гумилев), выбрасывая на территорию Предуралья потоки кочевников – скифо-сарматских племен, гуннов, тюркоязычного населения. Начавшаяся позднее русская колонизация привела как к усилению процессов межкультурного взаимодействия, так и к усилению их конфликтности, превратив волжско-уральский регион в «опытный полигон» (Р.Г. Кузеев) национальной, административно-территориальной и культурной политики русской монархии, а впоследствии и советской власти. И если в подходе имперской администрации сочетались две противоречивые тенденции – русификация (христианизация) местного населения и функциональный прагматизм, то модернизационная и репрессивная политика большевиков привела к дальнейшему усложнению этнической и конфессиональной структуры региона за счет эвакуированных и депортированных народов, к складыванию новых полей взаимодействия, конфликтов и толерантности. Именно их развитие определило амбивалентное развитие этнокультурных процессов в постсоветский период.

В рамках лекционных и практических занятий участникам предстоит познакомиться с концептуальными основами изучения этнополитической истории, выявить специфику политических практик управления локальными сообществами со стороны монархии и советской власти, включая методы опоры на местные родовые элиты, веротерпимость, невмешательство в культурные традиции, а также особенности этнокультурного взаимодействия (например, включение в состав казачества мусульманских групп, формирование в рамках казачества тюркоязычных православных групп и др.).

Модуль II: «Этнополитические процессы на постсоветском пространстве: государственная политика, современная мифология и этнонационализм» будет посвящен политическому измерению процессов формирования локальной идентичности после развала СССР, включая анализ современной политики по сохранению и развитию этнокультурного наследия, формированию толерантности в российском обществе.
Одним из центральных проблемных полей школы является вопрос о релевантности применения европейского термина «глокализация» к российской провинциальной действительности. На материалах программных документов региональных властей, политических организаций, конкретных планов мероприятий, публикаций в СМИ участникам предстоит выявить специфику мифологизации этнонационального измерения в целях политического процесса и территориального маркетинга. В центре дискуссий окажутся существующие этнические стереотипы, лозунги этнонациональной и этнокультурной толерантности, особенности использования этнонациональных тенденций в политических целях. Участникам будет предоставлена возможность встретиться с представителями местной власти (депутатами муниципальных образований) и в рамках дискуссионного подиума задать интересующие вопросы по теме.

Модуль III: «Повседневные этнокультурные практики в полиэтничном российском регионе» будет посвящен знакомству с существующими в регионе этнокультурными центрами, общественными организациями, поддерживающими или вновь создающими локальную идентичность.

В рамках экскурсий и практических занятий участникам предстоит посетить населенные пункты с ярко выраженной и транслируемой вовне этнокультурной спецификой, наблюдать обряды и ритуалы, быть задействованным в них. Студенты получат возможность интервьюирования и анкетирования членов поликультурных и полирелигиозных семей, пестующих или напротив отрицающих этнические традиции, общественных деятелей, политизирующих идею локальной этнической идентичности, представителей коммерческих структур, использующих этничность в целях маркетинга продуктов и услуг.

Участники получать уникальную возможность проживания на территории одного из многонациональных районов Южного Урала. Благодаря этому они смогут непосредственно наблюдать различные проявления локальной этнорелигиозной культуры. Включенное наблюдение будет комбинироваться с реализацией собственной программы исследований, составленной участниками (встречи, беседы и интервьюирование жителей района, анкетирование, участие в праздниках и ритуалах). Одновременно им предстоит проанализировать происходящие в условиях глобализации и медийной революции процессы на теоретическом уровне.

В рамках Летней школы участники получат возможность представить собственные научные проекты или объединиться в группы для подготовки презентации одной из тем школы на заключительном выездном семинаре. Каждая группа будет разрабатывать свою презентацию на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств.

Участие в Летней школе для российских студентов является бесплатным. Проезд до города Челябинска, проживание и питание финансируются направляющей стороной. Организаторы могут содействовать в бронировании номеров в общежитии. Культурная программа школы, включающая в себя тематические экскурсии, частично оплачивается принимающей стороной. Выездные экскурсии оплачиваются самими участниками.

Заявки на участие в работе международной Летней школы необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ до 10 мая 2016 г.

При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.

Последний день подачи заявки: 10 мая 2016 г. (приём заявок закончен)

Организаторы: Немецкая служба академических обменов; Кафедра политологии, Центр культурно-исторических исследований и Центр изучения Евразии ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»; Южно-Уральский институт управления и экономики; Администрация Кунашакского муниципального района; Челябинский государственный краеведческий музей

Контактная информация: Никонова Ольга Юрьевна, эл. почта: kulthist@mail.ru

Эл. почта: kulthist@mail.ru

Приложения: Информационное письмо (.docx, 23.704 КБ)

Поделитесь информацией о мероприятии со знакомыми:

Для отправления сообщения оргкомитету Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы на сайте

РЕКЛАМА

Сообщение об ошибке отправлено администратору!
Спасибо за пользование нашим сервисом!

закроется через 2 секунды